Концертно-фестивальное движение «Белая акация»

Версия для печатиВерсия для печати

На рубеже XX–XXI столетий в многоликой палитре фестивального процесса России формируется направление, которое получило название «Возрождение романса». В 1995 году начинает свой путь Всероссийский открытый конкурс исполнителей русского романса во Владимире. В 1996 в г. Москве стартует проект заслуженной артистки России Галины Преображенской – Международный конкурс молодых исполнителей русского романса «Романсиада», открывший немало новых талантов, среди которых, например, ныне народный артист России Николай Басков. В 1999 году на эстонской земле получает свое первое воплощение творческий замысел двух поклонниц романса Ольги Бундер и Эдит Крилавичиене – начинает свою жизнь Международный конкурс исполнителей русского романса имени Изабеллы Юрьевой.

Регионы России откликнулись чередой своих музыкальных проектов – российских и межрегиональных фестивалей и конкурсов, посвященных этому замечательному жанру. Среди них Всероссийский открытый конкурс исполнителей русского романса во Владимире; Московский Открытый конкурс исполнителей русского романса; Всероссийский Волжский фестиваль-конкурс исполнителей русского и цыганского романсов «Романса голос осенний» (Кинешма); Открытый региональный конкурс-фестиваль исполнителей романсов имени Игоря Северянина «Классические розы»; Всероссийский конкурс исполнителей романса в Санкт-Петербурге «Весна романса»; Праздник русского романса в Санкт-Петербурге «Петербургская осень»; Всероссийский конкурс исполнителей русского романса в Рязани «Души чарующие звуки»; Международный фестиваль-конкурс исполнителей старинного, цыганского и современного романсов в Москве «О России и для России»; отраслевой конкурс исполнителей русского романса в Северске «Под звуки русского романса» и др.

Республика Марий Эл оказалась в русле этого направления. Музыкальная культура региона складывается из традиций разных групп населения со своими интересами, национальными особенностями. И потому одной из важнейших задач государственной культурной политики является содействие удовлетворению культурных потребностей каждой социальной группы, каждого этноса, каждого жителя, проживающих в республике.

Музыкальная жизнь республики определяется не только разнообразием концертов классической, народной, эстрадной музыки, но и рядом крупных фестивальных мероприятий, среди которых ежегодные фестивали марийской музыки «Марийская осень», «Чолга шўдыр», «Весенняя Йошкар-Ола», «Йывырте – Радуйся», фестивали оперного и балетного искусства «Зимние вечера» и в честь великой русской балерины Галины Улановой и мн. др.

В череде этих мероприятий Международный фестиваль-конкурс русского романса «Белая акация» выделяется своей ярко выраженной жанровой определенностью. Инициатива его проведения возникла у заслуженного работника культуры Республики Марий Эл, кандидата педагогических наук Светланы Белоус – концертно-камерной певицы, побывавшей на конкурсах во Владимире, Таллине, Санкт-Петербурге, и почувствовавшей потребность в создании своего фестиваля, организации праздника русского романса на Марийской земле.

Пятнадцатилетний путь развития конкурса представляет большой интерес не только в плане становления новой для региона культурно-музыкальной традиции, но и как одна из форм проявления творческой деятельности, составляющей музыкальную культуру Республики Марий Эл.

Фестиваль-конкурс «Белая акация» является центром пропаганды жанра русского романса в Приволжском регионе на протяжении более десяти лет. Фестивальное движение ставит своей основной задачей организацию встреч с русским романсом через различные формы: лекции-беседы, концерты, заседания членов клуба любителей русского романса «Белая акация». Одной из масштабных форм встречи с жанром русского романса является проведение фестиваля-конкурса «Белая акация» в г. Йошкар-Оле.

Со времени возникновения фестивального движения состоялось десять конкурсных состязаний. I конкурс был организован в 2001 году и проходил в статусе городского мероприятия. II конкурс уже проводился в статусе регионального. И если участниками I конкурса были в основном жители Республики Марий Эл (21 конкурсант) и по одному представителю из Казани и Рязани, то в состязаниях II конкурса в 2003 году профессионалы и любители русского романса из нескольких городов России (всего 18 конкурсантов).

Изменение статуса конкурса сопровождалось его количественным и качественным ростом. Соотношение численного состава конкурсантов позволяет выявить три этапа в становлении конкурса. Если на первом и втором фестивалях количество конкурсантов колебалось в пределах двадцати, то с переходом в статус Всероссийского (2006, 2007 годы) количество участников удваивается. Кульминацией в данном процессе становится 2009 год, к этому времени конкурс проводился уже как Международный. Статистика настоящего конкурса возвращает нас к уровню 2007-2008 годов, который для творческого состязания такого ранга в нашем регионе можно считать нормой.

Популярность фестивального движения росла достаточно быстро, и ко времени III фестиваля (2005 год) конкурс имел статус Всероссийского, а количество конкурсантов удвоилось до 35-ти. Среди участников заметно уменьшилось количество любителей романса из Республики Марий Эл (9), но зато были представлены еще 12 регионов России: Москва, 6 областей (Московская, Нижегородская, Кировская, Свердловская, Оренбургская, Самарская, Пензенская), 4 республики (Удмуртия, Коми, Карелия, Татарстан) и Пермский край. Впервые в этом конкурсе участвовал представитель зарубежья – житель Китайской народной республики и одновременно студент Нижегородской государственной консерватории Ли Цин.

Начиная с III конкурса меняется периодичность его проведения: если первые три конкурса проходили один раз в два года, то IV и все последующие конкурсы проводятся ежегодно. Вместе с периодичностью постепенно изменяется и статус конкурса – от Всероссийского (III-VI конкурсы) до Международного (VII, VIII, IX, X конкурсы). Со времени возникновения фестивального движения в конкурсе приняло участие более 500 исполнителей из 73 городов и 52 регионов России.

Диаграмма 1

Динамика роста количества участников конкурса свидетельствует о социальной востребованности фестиваля, его популярности как культурно значимого музыкального форума (Диаграмма 1.). Данные диаграммы 1 показывают, что в процессе развития фестивального движения можно выделить три этапа. Первый связан с началом формирования фестивальной традиции в пределах Приволжского региона (Республики Марий Эл), он обозначен на диаграмме количественными границами в пределах 35-ти участников (региональный статус). Второй этап характеризуется существенным скачком в количественном увеличении состава участников с 35-ти до 73-78-и, что можно объяснить изменением статуса – в 2006, 2007 годах фестиваль проходил как Всероссийский, в рамках которого (особенно на V конкурсе) участвовало немало представителей из ближнего и дальнего зарубежья.

Третий этап развития фестивального движения связан с постепенным расширением территориальных границ и вовлечением в фестивальный процесс соседней с Марий Эл Чувашской Республики. Однако наиболее существенным стимулом к росту состава конкурсантов стал перевод конкурса сначала в статус Открытого, а затем и Международного музыкального форума.

В настоящее время фестиваль-конкурс русского романса «Белая акация» является членом Ассоциации музыкальных конкурсов России, и проходит под патронажем Министерства образования Республики Марий Эл, Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола». Организатором фестиваля-конкурса является МБУДО г. Йошкар-Олы «Детская школа искусств и ремёсел «Гармония».

Обязательным для фестивального движения является приглашение корифеев старинного русского романса в качестве членов жюри, которые проводят мастер-классы для любителей и участников конкурса. Мастер-классы членов жюри не похожи один на другой, чем они и интересны для участников. Но в рамках седьмого фестиваля-конкурса организаторы пошли дальше – впервые проводится семинар по проблемам вокального образования. Заслуженный деятель искусств России, заслуженный работник культуры России, профессор Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова Станислав Кондратьев в одном из интервью по этому поводу сказал: «Не стоит думать, что это простой вопрос, недаром ведь создан научно-методический совет России по вокальному образованию среди консерваторий. Приятно, что на конференцию приглашены специалисты такого высокого уровня. Это значит, что организаторы настраиваются на серьёзный разговор о будущем певческой культуры региона» (газета Йошкар-Ола). Оргкомитет VIII фестиваля-конкурса расширил границы свое деятельности и пригласил к сотрудничеству друзей и единомышленников из республик Чувашии и Татарстана. В рамках восьмого фестиваля так же были организованы творческие встречи с музыкантами-любителями и мастерами искусств города Чебоксары. В феврале 2010 года в столице Чувашии была проведена запланированная международная научно-методическая конференция на тему: «Проблемы вокального искусства: исполнительская практика, система образования, вопросы изучения». На конференции проводилось пленарное заседание по проблемам вокального обучения на разных ступенях музыкального образования и, ставшие уже традиционными, мастер-классы ведущих мастеров вокального искусства России и дальнего зарубежья – членов жюри. Можно сказать, что научно-методические конференции тоже наряду с мастер-классами  становятся традицией.

Повышение статуса данного конкурса повлияло и на состав жюри: в период городского конкурса в состав экспертной комиссии входили мастера вокального искусства регионального значения, с последующем ростом статуса до Международного состав жюри так же растёт и в количественном отношении и в отношении масштаба территорий: в последующие годы членами жюри были приглашённые специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, и зарубежных стран Эстонии и Австрии.

В качестве членов жюри в разное время принимали участие:

народная артистка России, солистка музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Лариса Курдюмова (г. Москва),

заслуженный артист России, солист Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн», президент Московского клуба русского романса «Хризантема»  Анатолий Титов (г. Москва),

народная артистка Марий Эл, солистка театра оперы и балета им. Э. Сапаева Тамара Перепелица (Марий Эл),

заслуженный деятель искусств России и Республики Марий Эл Валерий Кульшетов (Марий Эл),

заслуженная артистка России, профессор Казанской Государственной консерватории, солистка Казанского Государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля Галина Ластовка (Татарстан),

солистка Таллиннской оперы, председатель организационного комитета Международного конкурса старинного русского романса им. Изабеллы Юрьевой в городе Таллинне Ольга Бундер (Эстония),

председатель клуба старинного русского романса в городе Таллинне, концертмейстер Эдита Крилавичине (Эстония),

народная артистка Республики Марий Эл Светлана Сушкина (Марий Эл),

заслуженная артистка Республики Марий Эл Лариса Пендерова (Марий Эл),

преподаватель факультета академической музыки Марийского республиканского колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая Людмила Женжурист (Марий Эл),

заместитель директора музыкальной школы №2 Людмила Оплетина,

Первый заместитель министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, народный артист Республики Марий Эл Владимир Актанаев (Марий Эл),

депутат Государственной Думы Российской Федерации, заслуженный работник образования Республики Марий Эл Лариса Яковлева (Марий Эл),

декан факультета музыкального искусства Казанского Государственного университета культуры и искусств, доцент кафедры сольного пения, кандидат философских наук Татьяна Гордеева (Татарстан),

старший преподаватель Санкт-Петербургского Государственного университета, композитор, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов Леонид Ерёмин (г. Санкт-Петребург),

главный специалист, эксперт Министерства образования Республики Марий Эл Ирина Багаева (Марий Эл),

народный артист России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Чувашской Республики, профессор, художественный руководитель и главный дирижёр Чувашской государственной академической симфонической капеллы Морис Яклашкин (Чувашия),

почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, профессор Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова Вера Таганцева (Татарстан),

заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный работник культуры Российской Федерации и Чувашской Республики, профессор Чувашского государственного института культуры и искусств Станислав Кондратьев (Чувашия),

директор клуба любителей старинного русского романса им. Анатолия Титова при Центральном Доме актёра им. Яблочкиной Светлана Писаревская-Каретная (г. Москва),

заслуженная артистка Российской Федерации, заведующая отделением «Академическое пение» Казанского музыкального колледжа им. А. Аухадеева Раида Ермохина (Татарстан),

заслуженный работник культуры Чувашской Республики, доцент Чувашского государственного института культуры и искусств Агриппина Иванова (Чувашия),

заслуженный работник культуры Республики Марий Эл, лауреат государственной молодёжной премии им. О. Ипая, преподаватель Марийского республиканского колледжа культуры и искусств им. И.С.Палантая Наталья Ковалевская (Марий Эл),

народный артист Республики Марий Эл, заведующий отделением «Вокальное искусство» факультета академической музыки Марийского республиканского колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая Владимир Ромашкин (Марий Эл),

преподаватель академического пения Института международного образования студентов Элизабет Байс (Австрия, Вена).

Вот уже третий год жюри фестиваля-конкурса возглавляют мастера вокального искусства России: заслуженная артистка Республики Татарстан, солистка музыкального театра оперы и балета им.М. Джалиля, доцент кафедры сольного пения Казанской Государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова Гульнара Мурзиева (Татарстан) и народная артистка России, лауреат международных конкурсов, профессор Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского Галина Писаренко (г. Москва).

В работе оргкомитета фестиваля-конкурса принимают участие: Концертно-праздничное агентство «Белая акация», Фонд содействия развитию культуры и искусств «Гармония», Марийская Государственная филармония им. Я. Эшпая, члены Попечительского совета фестиваля-конкурса: ОАО «Марийский машиностроительный завод», ОАО «Континент», ООО «Объединение «Родина», ОАО завод «Искож» и др.

Деятельность фестиваля освещают средства массовых информации Республики Марий Эл, Всероссийская музыкальная газета «Музыкальное обозрение», музыкально-информационная газета «Играем с начала». Официальными партнёрами фестиваля-конкурса являются: ГТРК «Марий Эл», газета «Марийская правда», радио 3-й канал, телекомпания «12 регион», Радио М.

Фестиваль-конкурс объединяет талантливых исполнителей в жанре русского романса со всех уголков нашей Родины и за её пределами, усилия организаторов фестиваля-конкурса направлены на формирование положительного имиджа фестиваля-конкурса «Белая акация» в Республике Марий Эл, России и за рубежом благодаря автору данного проекта и директору фестиваля-конкурса, заслуженному работнику культуры Республики Марий Эл, кандидату педагогических наук, лауреату Международных и Всероссийских конкурсов Светлане Белоус.

По словам Светланы Владимировны: «Исполнители романса отличаются от оперных певцов более интенсивной духовной отдачей. Здесь не так важно, как у тебя прозвучала «ля» или «си бемоль». Важно другое – человечность, проникновенность исполнения, правда чувств. И задача нашего фестиваля-конкурса русского романса сделать всё возможное для возрождения традиций русского романса, привлекать способных, органично чувствующих себя в этом жанре исполнителей».

Территориальная палитра фестиваля.

Анализ изменений географических границ фестиваля свидетельствует о широкой популярности конкурса почти во всех территориальных округах России. Наибольшей популярностью фестиваль-конкурс «Белая Акация» пользуется у жителей Приволжского федерального округа (Диаграмма 2.).

Диаграмма 2.

Кроме Мордовской Республики все регионы округа представлены на фестивале. Организационную базу и самое массовое представительство фестивалю обеспечивает Республика Марий Эл. В числе постоянных участников фестиваля Республика Татарстан, а с 2005 года – Нижегородская, Самарская, Кировская области и Пермский край. Вокалисты из Чувашской Республики впервые приехали на конкурс в 2006 году, но с тех пор они – самые активные участники фестиваля. Так, в 2009 году составом делегации Чувашская Республика обошла Марий Эл, а по результатам конкурса обошла и все другие регионы. Солисты Чувашского государственного театра оперы и балета Евгения Морозова и Константин Москалев завоевали соответственно Гран При и Первую премию в номинации «Профессиональное исполнение». Ныне Евгения Морозова стажируется в Центре оперного пения Галины Вишневской.

Хорошо знают наш фестиваль жители Уральского (Диаграмма 3.) и Сибирского (Диаграмма 4.) округов. И хотя в количественном отношении (что естественно) представительство этих территорий уступает Приволжскому округу, но можно сказать, фестиваль обрел своих постоянных участников и хороших друзей среди поклонников русского романса в Кургане, Новосибирске, Перми, Омске, Свердловской, Челябинской областей.

Диаграмма 3.

Отметим также, что из Челябинского театра оперы и балета им. М. Глинки в нам приехал обладатель Гран При фестиваля 2008 года Дмитрий Полкопин. Ныне он поет на сцене Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Диаграмма 4.

Несмотря на большое количество разнообразных конкурсов исполнителей русского романса, проводимых на территории Центрального федерального округа, его представители являются постоянными участниками и фестиваля «Белая акация» (Диаграмма 5.).

Наиболее многочисленной из данного округа является группа конкурсантов из Москвы: начиная с III конкурса (2005 г.) москвичи ежегодно приезжают в Йошкар-Олу для участия в конкурсе. Причем, среди них не только любители (как, например, профессор Московского государственного университета им. М. Ломоносова, доктор физико-математических наук О. Сильченко), но и профессионалы – студенты Московской государственной консерватории (2010), выпускники Российской академии им. Гнесиных (2008), Московского государственного института театрального искусства и Московской области (2006). Ежегодно участвуют в конкурсных состязаниях также представители Московской области (гг. Мытищи, Балашиха, Подольск, Воскресенск, Иваново). Любители романса из остальных регионов данного округа посещают фестиваль периодически.

Диаграмма 5.

Фестиваль нашел своих друзей-единомышленников на территории Южного и Северо-Западного федеральных округов (Диаграммы 6 и 7.)

Диаграмма 6.

Диаграмма 7.

Из других округов России не представлен вовсе Северо-Кавказский федеральный округ, что может быть объяснено отсутствием на данной территории романсовой традиции. Видимо, в силу дальности расстояний фрагментарно представлен также Дальневосточный округ. Вместе с тем, конкурс не раз встречал гостей из ближнего и дальнего зарубежья: Украины, Казахстана, Белоруссии, Китая, Южной Кореи, Австрии и Германии. Постоянными участниками конкурса являются представители Республик Марий Эл, Татарстана, Чувашии, Нижегородской, Самарской и Свердловской областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова, Челябинска, Астрахани, Омска, Перми, Новосибирска.

Диаграмма 8.